Стартап

Стартап (startup) – это новый проект бизнеса, которого пока нет на рынке, представленный в виде предложения для инвестиций. Как правило, авторы идеи предлагают сотрудничество на следующей основе – идея авторов, а средства на реализацию – инвесторов. Конечная цель создания стартапа – развитие бизнеса с постоянным стабильным доходом, который получают и автор стратапа и инвестор (обычно процентное соотношение заранее оговаривается).

Плюсы и минусы инвестиций в стартапы

Даже на ранних стадиях реализации успешный стартап может за короткие сроки принести значительную прибыль. Именно это является причиной популярности инвестиций в стартапы как зарубежных странах, так и странах СНГ.

Виды инвестиций в стартапы

Вложения в стартапы разделяются на несколько типов:

Инвестирование финансовых средств в готовые проекты. Этот вид вложений может быть интересен новичкам в инвестиционных вопросах и тем, кто стремится сокращать сроки инвестиционных процессов, то есть, хочет как можно скорее вернуть себе вложенные деньги с процентами. Обычно с этой целью подыскивают выгодные предложения, которые имеют хороший бизнес-план. Участие инвестора в подобных случаях ограничивается лишь финансовыми вложениями и некоторым контролем за развитием инвестпроекта. Результатом таких инвестиций являются снижение рисков и довольно привлекательные уровни доходности.

Инвестиции в проекты на этапе формулировки идеи. В этих случаях инвесторы проводят вложение финансовых средств в проект только на основании изложенной в бизнес-плане идеи. Уровень доходности такого типа инвестиций более высокий, однако, и риски в этом случае выше, так как согласно статистике из 10 бизнесов, в которые были инвестированы средства, только 1-2 могут развиться и приносить доход, и из-за высокой прибыльности этих стартапов риски обычно покрываются. С другой стороны – надо обладать подготовкой, чтобы верно выбирать перспективные проекты, и этот тип инвестиций больше подходим опытным инвесторам.

Участие как в создании, так и в развитии проектов. Этот вид инвестирования предполагает то, что вкладчик становится частью команды стартапа, беря на себя функции по его развитию помимо финансовых инвестиций. Обычно инвесторы становятся руководителями проекта, или контролируют этапы развития, беря на себя дополнительные функции помимо серьезных денежных вложений.

Когда-то такие известные компании как Facebook, Twitter, Microsoft, Apple, Google, YouTube были стартапами, и начинались с идеи, а у их создателей не было достаточно средств для их реализации, но в них поверили инвесторы. Благодаря этому перспективные идеи получили свое развитие, мир получил новые технологии, а инвесторы и авторы разбогатели.

Аналитики инвестиционных фондов отмечают, что вложения в стартапы приносят огромные прибыли. Вложения в развивающиеся молодые компании, строящиеся на новаторских идеях и новейших технологиях, могут принести серьезную прибыль в среднесрочной перспективе или долгосрочной.

Несмотря на то, что в СМИ часто рассказывают про стартапы в свете IT-технологий, под определение «startup» попадают и новаторские идеи, и проекты из других сфер экономики.

Каковы преимущества стартапов?

  • Главным преимуществом стартапа перед уже существующими участниками рынка является мобильность в реализации новых идей. При этом именно новые идеи – основной ресурс их создания. Даже для серьезных корпораций новый бизнес может стать сильным конкурентом, так как старожилы, как правило, пользуются уже имеющимися продуктами, а новым разработкам не уделяют достаточно времени.
  • Крупным компаниям часто приходится вести поиски оригинальных новых идей вне самих компаний, выделяя те идеи, которые бы в перспективе широко применялись и могли бы приносить высокую прибыль. Тогда как создатели стартапа целиком сосредоточены на развитии отдельного «продукта».
  • Дополнительными преимуществами стартапов является то, что их создатели очень увлечены самой идей своего проекта, имеют высокую работоспособность, обычно молоды и готовы выкладываться на полную. Такие преимущества дают возможность реализовать идею довольно быстрыми темпами.

Когда не стоит вкладывать в startup

Когда не стоит вкладывать в startup

Есть как минимум 6 обстоятельств, когда стартап может не получить шанса на инвестиции.

1. Доля менеджмента занижена

Когда команда стартапа владеет менее чем 20%, то в случае неблагоприятного развития обстоятельств ее члены могут с легкостью найти другие источники доходов или уйти в другую компанию, неся частичные финансовые потери, а вот вкладчики теряют значительно больше. Самая удачная ситуация складывается тогда, когда финансовое выражение доли, принадлежащей менеджменту, выше его годовой зарплаты в 2, а то и в 3 раза.

2. Непрофессионализм ключевых инвесторов

Такая проблема отмечается, в первую очередь, в стартапах, где задействованы сайты и мобильные приложения. Все считают, что если им понятно к какому результату они стремятся, следят за деятельностью конкурентов, то имеют точное представление, как заставить свой проект работать. Однако во всемирной сети нет таких замыслов, которые были бы реализованы при участии непрофессиональных менеджеров, и добились успеха.

3. Нет общего языка с командой

Инвестору необязательно проявлять чувство любви к команде, однако если общего языка участники проекта и инвестор не могут найти, то работать будет очень непросто. Инвесторы доверяют интуиции, так как ощущения играют такую же важную роль как экономические показатели. В противном случае между командой и инвестором может возникнуть недоверие, или сам проект будет инвестору неприятен.

4. Отсутствие динамики

Для новых проектов динамика – это когда появляются первые клиенты, насколько быстро идет разработка startup, как менеджмент реагирует на жалобы пользователей, в каком стиле проходит общение с инвесторами. Положительный момент – проект продвигается инвесторам активно и понятно, а также хоть какая-то позитивная динамика в финансах в течение 6 месяцев, тогда после вложений шансы на рост доходов составляют 95%.

5. Дешево не означает привлекательно

Многим инвесторам вопрос цены важнее, чем перспективы и качество проекта. Есть заблуждение о том, что шансы роста недорогого стартапа, который принесет двойную прибыль, высоки, что перекроет потери остальных вложений. Однако намного важнее разобраться в том, насколько серьезно может разрастись проект, а уже затем смотреть, сколько вложений требует стартап. По статистике около 95% стартапов не получают развития, закрываясь уже на начальном этапе, поэтому низкая цена вложений – это не самый сильный аргумент в пользу выбора направления для инвестиций.

Обычно инвестируя, покупают будущий рост, при этом проводя тщательный анализ перспектив его развития. Небольшая оценка инвестиций может быть связана с тем, что менеджмент проекта не слишком верит в него, или есть подводные камни, препятствующие его развитию, также это может быть связано с простым желанием повысить себе зарплату.

6. Выход инвесторов из проекта

Если другие инвесторы предлагают выкупить их доли, есть о чем подумать. Инвесторы с малыми долями могут следовать за крупными, поскольку те лучше чувствуют направление трендов. Однако придерживаться своей стратегии правильнее: войдя в стартап, следуя за другими, лучше также за другими и покидать его, если изначально стратегия была индивидуальной, то оптимально будет придерживаться ее.

Рекомендуется не только ежегодно проводить переоценку своих инвестиций, но и отслеживать причины, по которым другие инвесторы покидают проект:

  • не верят в перспективы развития стартапа;
  • переключили внимание на лучший бизнес;
  • просто им необходимы деньги и они выводят свои инвестиции.

Риски вложений в стартапы

Риски вложений в стартапы

Как демонстрирует статистика, большая часть новых проектов не удерживаются на рынке и года. В первую очередь на это влияют плотная конкуренция в области интернет-торговли, низкий интерес к покупкам нового продукта, созданного стартапом, а также отсутствие опыта у членов команды нового проекта. Результатом этого является низкий процент успешных идей: из 10 проектов, только 1-2 начинают приносить прибыль, а инвесторы остальных теряют все вложенные средства.

Частные вкладчики оказывают помощь молодым предпринимателям в реализации их целей, что достаточно рискованно, и, вкладывая в новый проект, они должны помогать в его развитии, а часто и брать на себя роль управляющего, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень прибыльности. Конечно, этот вид инвестиций для терпеливых и опытных инвесторов, однако и доход они могут принести высокие, если выбрать правильный startup.

Инвестирование в стартапы связано с большими рисками, чем вложения в акции уже действующей компании. Эти инвестиции связаны со сложностями создания нового бизнеса, где велика вероятность потерять вложенные средства. Кроме того, эти инвестиции потребуют и активного участия в развитии бизнеса и в отличие от фондового рынка, где инвесторам не приходится особо ничего предпринимать, вложения в стартапы не позволят сидеть сложа руки.

Конечно, недостатки инвестирования стоит внимательно анализировать и взвешенно подходить к этому вопросу. Однако преимущества вложений в стартапы могут перекрыть их негативные стороны. Обладая опытом в ведении бизнеса, и становясь у руля развивающейся компании, инвестор может помочь создателям стартапа в том, чтобы донести до целевой аудитории идею проекта и привлечь клиентов. Авторы в таком случае получают финансы на его создание, а инвестор дополнительный доход, однако и те и другие несут ответственность за развитие бизнеса.

Резюме

Для вкладчиков вложения в стартапы – это отдельная ниша на финансовом рынке, уникальный продукт для инвестиций, и со временем эта доля рынка только растет. Неправильно не обращать внимание на такие перспективы развития капитала и не использовать их потенциал. Возможности, которые дает этот вид инвестиций с каждым днем расширяются, и опытный инвестор будет считать, что ежедневно упускает выгоду, не работая с этим рынком.

С другой стороны — в стартапах присутствуют риски потери финансовых средств, но изучая материалы по данной теме можно их избежать или минимизировать.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика